Еврейское прошлое Сасова
В день 4 швата по еврейскому календарю, или 31 января евреи всего мира почтили память великого праведника рабби Мойше-Лейба с Сасова.
Местечко Сасов было основано русским воеводой Иваном Даниловичем - владельцем Олесского замка, после разрешения короля Сигизмунда ІІІ Вазы в 1615 г. на месте деревни Комарово. Статус города Сасов получил вместе с грамотой об основании, а вместе с ним - разрешение на проведение ярмарок 3 раза в год, и торги каждую среду и субботу. Жители были освобождены от налога на 4 года. Местечко находилось на торговом пути, и купцы обязательно останавливаться здесь, развивая экономику Сасова.
Название Сасов происходит от надписи на семейном гербе Даниловича «SAS». Что бы это значило - историки спорят до сих пор...
В 1682 г. Сасов потерял Магдебургское право. Владеющие в то время местечком Собеские продают его польскому магнату Радзивиллу, а от него городок перешел в руки Старженских.
Вторую жизнь Сасов получил в 19 в., когда стал известен на всю Австрийскую империю своими курортами и водолечебницей. Самое интересное, что в Сасове не было никаких лечебных вод, но за летний сезон водолечебница принимала 300-400 человек. Золочевская шляхта часто приезжала из города на вечера и концерты, которые проходили в дворцовом зале. После Первой мировой войны курорт угас, больница и парк были уничтожены во время боевых действий. Со середины XIX в. Сасов становится центром производства бумаги. Ее экспортировали в Германию, Францию, Россию и Турцию. Львов покупал эту же бумагу у венских посредников, которые паковали ее и ставили венскую или французскую марку...
Евреи жили в Сасове с начала его основания. В 1637 г. основано еврейское кладбище. В 1726 г. король Ян III Собеский разрешил евреям заниматься корчмарством, свободно торговать; общественные здания освобождались от всех налогов. Для выбора старшин евреи представляли двух кандидатов, один из которых утверждался владельцем городка.
Основными занятиями евреев Сасова в XIX - начале XX в. было изготовление свечей и кружев (испанская работа - «шпанише арбайт»). Изделия этого редкого ремесла употреблялись евреями для совершения религиозных обрядов. С 1906 г. в Сасове действовало отделение «Поалей Цион». В 1908 работало училище, финансируемой на средства фонда барона Гирша (102 ученика).
В 1920-30-х гг. в Сасове действовали отделения различных еврейских партий и организаций.
2 июля 1941 года город был захвачен немцами. В первые дни оккупации были убиты 22 еврея. Через месяц поляки и украинцы устроили погром, была сожжена синагога.
В Сасов были согнаны евреи из окружающих сел. Евреи были заняты на принудительных работах в карьерах недалеко от города, где многие погибли. Около 100 евреев были депортированы в лагерь смерти Белжец.
Мемориальная надпись в лагере смерти Белжец
В конце ноября 1942 года оставшиеся евреи были переведины в гетто Золочева.
В конце XVIII в. хасидский двор в Сасове основал раби Моше Иегуда Лейб Эрблих, выходец из Олесской династии.
Продолжателем династии стал сын Ребе Моше Иегуды Лейба, Йекутиэль Шмуэль Шмельке Эрблих.
После смерти Шмельке Эрблиха следующим Ребе стал его сын Яаков Цви Эрблих с титулом Ребе из Порозово.
Следующим Ребе стал сын Яакова Цви, Моше Иегуда Лейб Эрблих. Моше Иегуда Лейб, названный в честь основателя династии, был обладателем исключительного слуха и голоса, которые помогли ему стать признанным хазаном. Вскоре слава о нем распространилась по всему Израилю. Он служил хазаном в Израиле, Великобритании, Канаде. Моше Иегуда Лейб совмещал руководство хасидами с професиональной деятельностью. После завершения успешной карьеры Моше Иегуда Лейб поселился в США в Mонси. После его смерти Сасовским Ребе является его сын, Яков Цви Эрблих из Монси.
Здание синагоги в Сасове
Ежегодно на могилу цадика рабби Мойше Лейба с Сасова, основателя этой хасидской династии, приезжают верующие евреи со Львова и хасиды, которые прилетают из Америки, Израиля, Европы, для того, чтобы отдать дань памяти исторической личности и помолиться в соответствии с установленными традициями. Верующие евреи читают Тегилим и возносят молитвы за мир и выздоровление больных, пишут записки с просьбами и пожеланиями.