24 февраля (14 адара)- праздник ПУРИМ

22 февраля, 2013
Еврейский праздник Пурим – это не только весёлый праздник, но и праздник в память о великом спасении евреев в Персидском царстве, произошедшем более двух тысяч четыреста лет назад.

ПУРИ́М (פּוּרִים), праздник, согласно библейской книге Эсфири (9:20–32), учрежденный Мордехаем и Эсфирью в память о чудесном избавлении евреев Персии от гибели, которую им уготовил царский сановник Хаман. Название праздника происходит от слова пур (аккадское пуру – `жребий`), который бросал Хаман, чтобы назначить месяц истребления евреев (Эсф. 3:7). В эпоху Хасмонеев праздник назывался Днем Мордехая (II Макк. 15:36). Согласно книге Эсфири, евреи Персии уничтожали своих врагов 12 и 13 адара, а 14 адара праздновали свою победу и избавление; в царской столице Сузы (Шушан) избиение врагов продолжалось еще один день, а празднование победы состоялось там 15 адара (Эсф. 9:1–2, 13–14, 17–19). 15 адара называется поэтому Шушан Пурим и празднуется в тех городах Эрец-Исраэль, которые в древности (по традиции — при Иехошуа бин Нуне) были, как и Сузы, обнесены стеной (в частности, в Иерусалиме и Тверии); во всех же прочих местах Пурим отмечается 14 адара. В еврейские високосные годы, когда добавляется дополнительный месяц — адар шени (`второй адар`), Пурим празднуется в этом месяце, так как по талмудической традиции (Мег. 6б–7а) именно тогда произошли описываемые события (лишь караимы празднуют Пурим в високосный год в первом адаре); 14 и 15 числа первого адара называются в этом случае Пурим катан (`малый Пурим`), и в этот день возбраняются пост и надгробные речи. 

Пурим начинается с окончанием Поста Эсфири. Пурим — малый праздник, то есть в этот день разрешено работать. Главная часть празднования — публичное чтение книги Эсфири (по свитку). Литургические свитки часто украшают (иногда — иллюстрациями к тексту). Когда читающий произносит имя Хамана, присутствующие поднимают шум, дети крутят трещотки и т. п., выражая таким образом ненависть и презрение к злодею. Пурим — веселый праздник, в который принято пить вино; как сказал вавилонский законоучитель Рава (Мег. 7б), нужно пить до тех пор, пока человек не перестанет различать, произносит ли он проклятия Хаману или благословения Мордехаю. В Пурим принято приносить друг другу свертки со сладостями и сладкой выпечкой (на иврите мишлоах манот, буквально `посылка яств`, на идиш шелахмонес) и давать деньги нуждающимся (Эсф. 9:22). На праздник пекут особые треугольные пирожки со сладкой начинкой (обычно — с маком или вареньем), называемые ушами Хамана (на иврите озней Хаман) или кошельками Хамана (на идиш хоменташен). Пурим — карнавальный праздник, во время которого еще в средние века читались произведения, пародирующие религиозную литературу; наибольшей известностью среди них пользуется «Массехет Пурим». Во многих общинах существовал обычай назначать «пуримского раввина», который читает «пуримскую Тору» — шуточные переделки священных текстов. Особый жанр этого праздника — пуримшпил (на идиш `пуримское представление`), исполняемый одним или несколькими актерами во время праздничной трапезы. Первоначально такие представления были просты и коротки (текст не превышал несколько сот рифмованных строк), однако уже в начале 18 в. в пуримшпилях начало сказываться влияние европейского театра, и эти представления постепенно превратились в драматические постановки с многочисленными ролями и музыкальным сопровождением и текстом в несколько тысяч рифмованных строк. Пуримшпили разыгрывались в публичных местах, и со зрителей взималась плата. Тем не менее, пуримшпили всегда сохраняли содержательную связь с книгой Эсфирь и разыгрывались только на Пурим. Под влиянием итальянского карнавала вошло в обычай рядиться на Пурим, причем мужчинам разрешено даже переодеваться в женское платье и наоборот (что в обычной ситуации категорически запрещено Галахой). В Израиле в Пурим проводятся карнавальные шествия, наиболее старое и известное из которых — адлояда (буквально `пока не перестанет различать`, см. выше слова Равы). 

↑Новости↑