Доклад Мейлаха Шейхета посвященный Дню Холокоста

28 января 2013г. Музей «Тюрьма на Лонцкого»

Уважаемые Дамы и Господа,

Мы собрались сегодня в честь одной из самых трагических страниц в истории кровавого XX века - Холокоста еврейского народа Европы, вызванного немецким нацизмом. Ведь в Холокосте было уничтожено 6 млн. евреев Европы по официальной статистике, которая сложилась в результате подсчетов количества евреев по данным довоенных и послевоенных переписей населения.    

Откровенно, изначально я утверждаю, важный момент заключается в том, что украинский народ сочувствует еврейскому народу Европы в этой трагедии, и сделал со своей стороны все возможные на то время усилия, чтобы уменьшить количество еврейских жертв. Я имею в виду украинских Праведников, которые ценой своей жизни или под угрозой уничтожения немецкими нацистами, прятали дорогих друзей, соседей или случайных евреев, которые в какой-то момент побега от казни постучали ночью к ним в окно с просьбой спасения. Количество украинских праведников установить на сегодняшний день невозможно из-за утраченных связей во время советской тоталитарной системы, которая преследовала связи с Западом, и таким образом, спасенные, под страхом нанесения возможного ущерба украинцам и желая спасти их от преследования, не разыскивали свои украинских спасителей, понимая возможность нанесения им вреда и преследования от коммунистического террора. Лишь после развала Советской империи зла спасенные евреи и их дети начали розыск украинцев, поиск их родных с целью встретиться и поблагодарить за человечность в самом высоком смысле этого слова.

Трагические истории трогают до слез, и с течением времени не уменьшается острота жертвенности и трагизма не только для спасенных, но, и не в меньшей степени, для спасителей. Ведь немецкие нацисты взяли запасы продовольствия у коренного населения, переведя уровень жизни украинцев на уровень животных, лишив многодетные украинские семьи необходимого питания, в то же время предоставляя денежные премии за разоблачение скрывающихся евреев, приговоренных к казни. Немецкие нацисты казнили украинской семьи целиком за укрывательство евреев, оставляя сиротами украинских детей, которые спаслись при счастливых обстоятельствах из-за отсутствия дома в тот момент. Это было испытание на человечность, гуманность, которую украинские Праведники поставили на высшей уровень.

История Второй Мировой немецко-коммунистической войны показала, что за евреями ушли в небытие миллионы украинцев и других славян. Как говорили галичане: начали с евреев, а закусывали украинцами. 

Поэтому мы до сих пор дискутируем по этим вопросам, особенно отмечая день Холокоста, как День Памяти о миллионах казненных и также как День борьбы с ревизионизмом Холокоста со стороны некоторых неугомонных «коричневых» элементов.

В городе Львове немецкие нацисты создали несколько фабрик смерти: Гетто для евреев, Яновский концлагерь, концлагерь на Цитадели для военнопленных «Шталаг-328», рабочий концлагерь, так называемый «Чвартакув».

Массовые убийства евреев и еврейские погромы во Львове во время Второй мировой войны остаются «белым пятном» в истории. Уничтожению трети населения Львова немецкими нацистами до сих пор нет достойного места в памяти последующих поколений.
Погромы во Львове начались сразу после нападения нацистской Германии на Советский Союз. Уже утром 29 июня все улицы города были обклеены, заранее заготовленными немецкими нацистами, агитками анти-еврейского содержания, где евреев называли «Разжигатели войны», «Убийцами украинцев и поляков». И эта немецкая пропаганда после жестоких мучений первой советской оккупации 1939-1941р.р. четко сработала. Сразу на еврейских женщин и мужчин началась настоящая охота маргинальными элементами. Евреи прятались на чердаках и в туалетах своих помещений, не выходили на улицы. Тех, кому не удалось скрыться, тысячами сгоняли на работу в тюрьмы на Лонцкого, Бригидках и Замарстынове. Под руководством немецких нацистов, евреи должны были выносить с территории тюрем полуразложившиеся трупы людей, которых уничтожили подразделения НКВД накануне и во время отступления.  

Дворы тюрем едва вмещали согнанных евреев, большинство которых там и умирали, подвергаясь побоям, других вывозили в лес и там расстреливали, пишет, в частности, польский еврейский историк Филипп Фридман. Есть воспоминания о том, как евреев сгоняли на центральные улицы города и нацисты заставляли евреев на коленях мыть мостовую, переносить мусор губами. Убийства сопровождались грабежами, изгнанием из помещений, с женщин и мужчин снимали золотые украшения. В августе 1941 года евреям Львова немецкие нацисты предложили заплатить контрибуцию в размере 20 миллионов рублей. И евреи восприняли это предложение как спасение, и собрали такую сумму, но издевательства не прекратились.

Немецкие нацисты за тюремными стенами, где их не видело местное население, не доверяя украинской полиции, применяли к евреям жестокие пытки и расстрелы. Так или иначе, основную ответственность несут немецкие нацисты, как основные факторы античеловеческого немецкого национал-социализма.

Погромы во Львове были спланированной акцией со стороны немецкой Айнзацгруппе, навязанной немецкой пропагандой взрывной волной мести за советский террор. Больше всего споров возникает относительно участия в погромах украинских националистов, что в большой степени является свидетельством несогласия украинцев относительно современной немецкой и советской пропаганды, которая всеми силами пыталась и дальше пытается переложить ответственность за преступления на украинцев. 
Есть немало фотографических доказательств и кинопленок, на которых зафиксированы издевательства над евреями и еврейскими женщинами на улицах Львова, вынесение трупов из тюрем во Львове, где эту работу заставляли выполнять евреев, которых, затем германские нацисты убивали.   
По подсчетам исследователей, в течение нескольких дней погромов во Львове было убито четыре тысячи евреев, еще две тысячи - при поздних июльских погромах, которые, по некоторым данным, носили название «дни Петлюры», искусственно придуманного названия нацистами (Петлюра был казнен в мае) с целью эксплуатации украинских народных сантиментов относительно исторического стремление к Украинской независимости. К началу войны в городе проживало около 130-150 тысяч евреев - более трети населения довоенного Львова и дополнительно к этому количеству, во Львове была значительное количество евреев-беженцев из Западной Европы, которые считали, что после подписания Пакта Молотова-Риббентропа, нацистская Германия не нападет на Советский Союз. Уже в октябре 1941 года численность еврейского населения уменьшилась до 120 тысяч, согласно данным Еврейского совета, на основании количества продуктовых карточек. До декабря 1942 года в городе осталось только 24 тысячи евреев - такие данные приводит еврейский историк Филипп Фридман. Всего войну во Львове пережили не более тысячи евреев. Большинство из них погибли в Яновском концлагере на территории города, гетто, Цитадели, Белжеце, Белогорще, Лисиничах, Брюховичах, Винниках.

Тема погромов во Львове в 1941 году остается мало изученной, особенно с точки зрения грубого влияния немецкой идеологии и пропаганды, скорее лжи и полуправды немецкого национал-социализма. Филипп Фридман не сомневается, что «события во Львове были тщательно спланированной акцией немецких оккупантов с использованием грубой антиеврейской пропаганды». Это страшное моральное преступление немецкий фашизм сделал не только против евреев, но и против украинцев, миллионы которых погибли от нацизма, спланировав кровопролитие на украинской земле, дав лживые обещания национальным украинским лидерам, сыграв на их патриотических чувствах. 

Евреи мирно существовали в галицком социуме более тысячи лет. Украинцы чувствуют несправедливость, ибо все, что происходило - не их вина. Они стали заложниками античеловеческой идеологии нацизма. Тысячи галичан также рисковали жизнью своих семей, спасая евреев, вопреки жестоким нацистским преследованиям и смертельной опасности. Они делали им паспорта, крестили, хотя нацистская идеология рассматривала выкрещенных евреев, как таких, что безусловно подлежат уничтожению. Иудеев прятали, из глубоких человеческих убеждений Веры в Творца и добрососедства и к тому же, когда поняли, что фашисты их банально обманули ради своих издевательских интересов».

В сегодняшней Украине тема массового убийства евреев исследуется односторонне (Центр городской истории на ул. Богомольца, 6) будто на заказ, - с целью обеления нацизма и обвинения только украинцев, которые также тяжело пострадали от национал-социализма, пренебрегая правдивой историей национал-социализма от момента основания этой идеологии. Это вопрос общей трагедии и лишений наших двух народов, из которых еврейский народ был обречен немецкой нацистской идеологией на Холокост - сплошное уничтожение, а украинский народ на пожизненное рабство. Сейчас подрастает новое поколение украинских историков, которые смогут дать ответы на вопросы: кто участвовал в погромах и почему они произошли.
  
Сейчас украинцы и евреи, как никогда, испытывают потребность в гармонии.Чтобы она наступила, нужно говорить об этой трагедии, об уроках и последствия коммунизма и национал-социализма, о понимании процессов формирования в прошлом и в настоящем античеловеческих психически извращенных идеологий доминирования в мире, оправдание захватнического захвата лучшего интеллектуального и материального достояния различных этносов и создание лживой почвы для объяснения национал-социализмом правомерности разрушения человечности и гармонии. Это преступление против человечества, национал-социализм оставил за собой не наказанным - разрушение сознания народов, преступление, в современном мире проявшее себя в ужасном терроризме и дисгармонии, в оценке путей сохранения мира на планете Земля. Ведь эти события для всех народов до сих пор остаются «открытой раной». 
 
Если взять вместе все истории и все картины, выйдет страшная книга о злодеяниях, которые тяжело себе представить - о рабском труде, об огромных поборах, о детях забранных в Германию, о сожженных селах, об опустошенных запасах продовольствия, о виселицах на площадях и улицах, об рвах, полных евреев и украинцев, расстрелянных за малейшее подозрение в связи с партизанами, о обидах, издевательствах, ссорах, взяточничестве, пьянстве. О диком разврате преступников, которые на протяжении более двух лет распоряжались судьбой, жизнью, честью, имуществом многомиллионного украинского народа. Ни в одном украинском городе или селе нет такого дома, где бы вы не услышали гневных слов в адрес немецких нацистов, где бы не посылали проклятия немецкому национал-социализму. Эти слезы и проклятия впадают в реки народного горя и народного гнева - днем и ночью плывет страшный отзвук под украинским небом, почерневшим от дыма пожаров. 

Но есть на Украине села, где не услышите жалоб, где не видно заплаканных глаз, где тишина и покой. Эти села полностью сожжены, ни один старый человек, ни один ребенок - никто не вышел живыми из этих многочисленных пожаров. Высокий запыленный сорняк вырос на пожарищах, колодцы забиты песком, только кое-где растет цветок. Там нет никого, кто бы пожаловался, уронил слезу, тихо лежат мертвые тела. Тишина эта страшнее слез и проклятий, страшнее чем стоны и крики о боли. 
Нет евреев в Украине. Повсюду - в Полтаве, Харькове, Кременчуге ... Повсюду Тишина. Народ злодейски убит. От трудолюбивых мастеров и мастериц до выдающихся врачей, адвокатов, ученых. Это была попытка убить душу и тело народа, убийство народа, который веками жил по соседству с украинским народом на одной и той же земле.   

Немецкие захватчики еще до приведения в действие лагерей смерти и во время депортации требовали от евреев, пленных в гетто, «налоги» в виде денег и других ценностей, цинично называли их «контрибуцией» - будто добровольные пожертвования. Формы шантажа были разнообразны. Простые вымогательства - немцы брали заложников, назначали выкуп и, чаще всего, убивали заложников. Лживые обещания - немцы обещали защиту от депортации, получали то, что требовали, отказывались от обязанностей и депортировали в лагеря смерти. В конце немцы заставили последних евреев, которые все еще выжили в опустошенных гетто, оплатить расходы на отправку евреев, которые уже погибли в газовых камерах и даже платить за пули для расстрелов. . 

Гражданин Израиля Адам Аптович оценивает сумму награбленных таким образом денег почти в 2 миллиарда американских долларов на конец германо-советской войны. 

Диалог между евреями и украинцами в большой степени был разорван советской пропагандой, которая представила евреев, как жертв будто украинский коллаборации, замалчивая как первопричину этого, советскую и немецкую системы уничтожения сознания и морали. При этом мы не подвергаем сомнению, что коллаборационизм является преступлением. Ни одну бессмысленно утраченную жизнь нельзя забыть, никакие объяснения не утоляют боль от её потери. Нацистская оккупация началась с тщательно спланированной оккупации человеческого мышления и понимания человеческих ценностей. Каждый человек стоит перед выбором - как правильно действовать в повседневной жизни, действия зависят от воспитания, образования, личного жизненного опыта, внешних и других факторов. Немецкая нацистская идеология разрушила понимание правильной позиции, жестокостью сузила к страшному минимуму человеческий фактор и ценность жизни. Нацистская идеология и практика несут основную вину за коллаборационизм, потому что этой идеологией, коллаборационизм был мотивирован различными, заранее спланированными, путями пропаганды.      

Трагедия Холокоста - это урок для всего человечества, предупреждение против распространения ксенофобии другим народам и культурам.  

Когда прекратится политически навязанная бессмыслица, когда, наконец, русскоязычное еврейство поймет, что при Советской власти евреев пережили второй Холокост - духовный, не менее страшный, чем физический Холокост нацистов. Тюрьма народов Советского образца защищала себя как политическое формирование. Как коротка память, в ней не осталось места для закрытых еврейских общественных и социальных институтов, дела врачей, борьбы с космополитизмом, ГУЛАГов, преступлений не перечислить и в первую очередь - против евреев ....  

Коммунистическая идеология и нацизм породили друг друга, две системы уничтожали самое ценное, что есть в этом мире - ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ДУХОВНЫЙ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ, в этих двух машинах уничтожения евреи были первой и главной целью, за ними - другие народы. До каких пор близорукий взгляд на СССР будет проявляться в непризнании преступлений советской власти во имя надуманных, искусственно приобретенных идеалов, с которыми прощание для «гомо советикус» равносильно смерти ... . Ужасная ситуация ... .  

Украинско-еврейские взаимоотношения, повторюсь, - это высокий, общечеловеческой стоимости феномен, который так нам всем нужен, но который остался без внимания ученых - исследователей из-за неосведомленности об определяющем и положительном значении этих отношений, из-за отсутствия финансирования научных программ этого плана, нужных прежде всего национально-сознательному слою научной и творческой интеллигенции, из-за не упорядоченности и недостатка архивных документов, большинство которых было уничтожено фашистами и коммунистами. Так, в 1945 г., коммунистическими оккупантами было вывезено изо Львова более 20 тонн еврейских архивов, до сих пор неизвестно - куда. Но это преступление, фашистской, да и советской систем всё еще не осуждено прогрессивным Мировым сообществом.
В этих вывезенных неизвестно куда архивах - свидетельства уникальной еврейской духовности и культуры, которая не смогла бы свободно развиваться для многокрасочной еврейской общины без толерантности соседей - украинцев и поляков. Хасидизм, который обязан своим рождением Украине, вызвал ряд позитивных явлений в социальной жизни – продолжает жить в Мире в многочисленных синагогах, названных именами украинских городов, в память о развитой еврейской жизни в них. Именно Украинский Хасидизм после Холокоста вызвал возрождение еврейской жизни в послевоенном Мире. Евреи не остались там, где они не смогли жить свободно и независимо в служении Творцу. Галицкие евреи отдавали своих сыновей в УГА для военной борьбы за независимость, евреи-врачи принимали участие, на стороне украинцев, в борьбе против немецких и коммунистических захватчиков в немецко-советской второй Мировой Войны. Как мудро заметил профессор Ярослав Дашкевич, - вместе с короткими периодами тяжелого времени и кровопролития были гораздо более длинные периоды мирного сосуществования и толерантности. 

Значение украинско-еврейских взаимоотношений в аспекте их высоконравственного воздействия на человеческое сознание, в условиях кровавых тоталитарных режимов, имеет особое место в наше время. Время становления независимой демократической Украины, в которой полное развитие её творческого и научного потенциалов, сохранение памятников старины, культурного и духовного наследия, зависит от того, насколько быстро и безвозвратно будут преодолены любые реликты этих человеконенавистнических режимов. Реликты, которые, к сожалению, время от времени проявляются и в наши дни, тормозя процесс становления государственности - процесс, который должен быть стремительным и необратимым. И противостояние в межэтнических отношениях нужно не украинцам, оно нужно и его используют под всякими вывесками те «третьи силы», которые не хотят украинской независимости, как политической, так и экономической.

Высокая Духовность, Порядочность, Доброта, Взаимопомощь - эти важные страницы ортодоксальной еврейской жизни были бесспорно и основой украинско-еврейских взаимоотношений. Отход от этих фундаментальных социальных основ сложился благодаря враждебной и сокрушительной идеологии тоталитаризма и закончился трагически, наконец, для всех. Правило, по которому обществу хорошо, если хорошо ортодоксальным евреям, работало в истории неоднократно. Недаром уважаемые мудрые галичане-украинцы с приходом фашизма говорили такое: с вас начнут, а нами будут закусывать. Этот тезис подтвердился: пообещав украинцам независимость и требуя от украинцев бесконечную преданность геббельсовской идеологии, чуждой моральным устоям украинского народа, фашисты в короткое время взяли назад обещание предоставить украинцам независимость, а украинское правительство оказалось в изгнании. 

У ненависти к человечеству есть много когтей и, начиная с ненависти к евреям только за то, что они родились евреями, фашисты имели целью моральное унижение, а затем и уничтожение славян. Для воплощения своей расистской программы, фашисты тщательно исследовали историю межнациональных отношений, использовали и опыт царской охранки, и черносотенные погромы, и социальные проблемы, а больше всего - кровавые «достижения» «советского» образца - концлагеря ГУЛАГа и высылки в Сибирь лучших представителей общества, фактическое уничтожение лучшего генофонда - интеллигенции, ученых, духовных лиц. При том использовалась антисемитская пропаганда - самолеты разбрасывали миллионы открыток с немыслимыми обвинениями евреев, чтобы пробудить в людях атавистические инстинкты - «зверя взаимоненависти» и посеять хаос в хрупких человеческих душах.
Фашисты специально сделали лагеря уничтожения евреев на словянских землях, чтобы поставить себе на службу ненависть к евреям, навязанную коренному населению разными политическими системами и религиозными течениями, но в основном царскими черными сотнями и советской тоталитарной системой.
Сущность человеконенавистнических режимов всегда одинакова - Гитлер решил физически уничтожить евреев, а еще раньше Ленин фактически запретил существование Еврейского этноса, используя насильственную ассимиляцию евреев и космополитические квазитеории, чтобы предоставить «зеленую улицу» люмпену еврейского происхождения, создав целую систему поощрений и наград за отрыв от Учения Торы и многоступенчатую систему полного унижения. Евреи боялись признавать себя таковыми и разными путями, вплоть до угрозы физической расправы, были вынуждены отказываться от своего происхождения в угоду безликой формулировке «Советский человек». Евреи, совместно с другими гражданами, принуждались репрессивной системой подлых и фальшивых доносов на родных, близких и знакомых, служить этой тюрьме народов. И платой за это  были конверты и спец-распределители НКВД-КГБ, что являлось изменой нравственным качествам. Это в свою очередь усугубляло недоверие и озлобление между людьми. В таких условиях евреи теряли - и то в большой степени - свою идентичность, хотя многие из них старались не оторваться от своих корней, не служить советской системе, за что были посажены в тюрьмы, высланы в Сибирь, в ГУЛАГ ... И только глубоко ортодоксальные евреи и их потомки не изменили Вере и науке родителей, тайно придерживались учения Творца и тем самым внесли свой вклад в борьбу с тоталитаризмом Советского образца, вплоть до его полного загноения. За это их судили, вывозили в лагеря ГУЛАГа, пытали, расстреливали ... . Как и всех верующих, независимо от вероисповедания и национальности.

Склоним голову перед нашими духовно несломленными близкими, которые тайно, за плотно закрытыми дверями, в плотно запертой от всего мира тюрьме народов читали Тору и молились Создателю, чувствуя, как чувствовали их родители на протяжении веков, что все человеконенавистнические империи, построенные для самовозвеличения на фундаменте насилия и зла, распадутся, подобно Вавилонской башне, в прах. Потому что Вера родителей и Молитва - самое мощное оружие против сил зла, она - Свет, который преодолевает тьму духовного хаоса и перед которым силы зла - только уродливые химеры.

Должно сказать, евреи, обрадованные победой над фашистами, не чувствовали, что, нового образца Навуходоносор, будет безоглядно разрушать последние стены наших храмов - убежище нашей идентичности. Еврейская община Львова со слезами на глазах свободно слушала - перед первой новогодней молитвой, впервые за 50 лет - звуки алфавита. Ведь в так называемые советские времена в синагогу было заслано немало агентов НКВД-КГБ, а в 1963г. она была закрыта вроде «по просьбе Еврейской общины». Открыта заново благодаря совместным усилиям Еврейской общины и украинской интеллигенции в 1990 году.

Сравним: поощрения и вознаграждения тем, кто выдавал евреев фашистам, подвергая несчастных на смерть и конверты, спец-распределители для тех, кто «доносил» КГБ или работал на КГБ, распространяя недоверие и ненависть между людьми. Эти факторы до сих пор «работают» в человеческих отношениях, хотя КГБ в советском варианте, уже не существует.

Сейчас наши синагоги, превращенные в советские времена в склады, всякие залы, или просто разрушены - до жуткой пустоты - медленно поднимаются из руин. Но дерзкие враги Украины все же находят момент, чтобы хотя бы облить восстановлены стены краской - те самые циничные руки и той же краской обливают памятные доски, установленные в честь известных украинских деятелей. Что ж, еще «работают» старые энкаведистско-кагебистские установки, хотя КГБ в Советском варианте уже не существует. Но еще существует имперская шизофрения, выращенная тоталитарными режимами, шизофрения человеконенавистничества, которая оскаливается кровавым терроризмом и в наши дни.
Страшные в истории человечества тоталитарные режимы ХХ века «прославили» себя ужасным Холокостом - уничтожением евреев, и не менее ужасным Голодомором - уничтожением Украинцев. Казалось «ночь террора» против украинцев и евреев никогда не закончится ... .

Поэтому показывается свет Истины - поднимается из забвения суть украинско-еврейских взаимоотношений, их исторические и психологические предпосылки, изучаются причины и последствия тяжелых пыток, причиненных обоим народам - это нужно нам всем, нашим детям, внукам и правнукам, которые будут идти в открытый мир рядом, путем согласия и взаимопомощи, путем совместной борьбы против разрушительных сил, удаляясь от тяжелого боли и тяжелых потерь, сохраняя Память. Память о евреях, замученных только за то, что они родились евреями, о десятках тысяч замученных в Комарно, Бориславе, Дрогобыче, Львове ... - По всем украинским  городкам. О всех невинно казненных разных национальностей на замученной преступными режимами украинской земле.

Исследования истории украинско-еврейских отношений, причин и последствий тяжелых пыток против этих двух народов были бы чрезвычайно важны для взаимной пользы сосуществования и взаимопомощи. К сожалению, не хватает историков, свободных от тоталитарных стереотипов и не хватает финансирования таких исследований. К сожалению, в угоду фашистской идеологии сознания, некоторые частные структуры широко финансируют многочисленные искажения украинско-еврейских взаимоотношений, многочисленных «исследователей», которые только во вчерашнем прошлом были активными коммунистическими функционерами и имеют в запасе собственный супер опыт расслоения людей в обществе. «Разделяй и властвуй» - идеология времен царской охранки. Они уже не «властвуют», но не могут себе позволить отказаться от удовольствия «разделять» людей, тем более, что им еще за это хорошо платят «некоторые» источники, и люстрация не состоялась. 

Наши народы должны идти вместе путем Согласия и взаимопомощи, путем совместной борьбы против разрушительных сил наших взаимоотношений в пользу сосуществования. Только такой путь отдалит нас от кровавого прошлого, от тяжелой боли невозвращенных потерь и откроет нам тот позитив в отношениях, к которому мы так стремимся.
Возможно ли это? Конечно, и Нужно очень. Открытость, Сотрудничество, Историческая Правда, Доброта и понимание - залог этому.
Память о замученных Свята, как и Священно то, что души их смотрят на нас, на наш разбитый Мир с Благ-словением на совершенствование, обращаясь к нашим сердцам - молитесь и боритесь, чтобы Голодомор и Холокост, человеконенавистнические идеологии фашизма и коммунизма, тоталитаризма нигде и ни при каких обстоятельствах не повторились. 
 
Организация Объединенных Наций, Генеральная Ассамблея почтила
память жертв Холокоста в специальной сессии 24 января 2005. Среди выступающих на этих собраниях, состоявшихся за три дня до 60-летия освобождения Союзными войсками нацистских лагерей смерти, были
Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан, МИД Израиля Сильван Шалом, комиссар России по правам человека Владимир Лукин, и Эли Визель, лауреат Нобелевской премии, переживший Холокост, чьи письменные труды задокументировали нацистские ужасы.  Вот каким было его выступление