Доклад Эли Визеля на Генеральной Ассамблее ООН
Доклад Эли Визеля на Генеральной Ассамблее ООН
Впервые в истории ООН, Генеральная Ассамблея почтила память жертв Холокоста в специальной сессии 24 января 2005. Среди выступивших на этом собранияи, состоявшемся за три дня до 60-летия освобождения Союзными войсками нацистских лагерей смерти, были Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан, МИД Израиля Сильван Шалом, комиссар России по правам человека Владимир Лукин, и Эли Визель, лауреат Нобелевской премии, переживший Холокост, чьи письменные труды задокументировали нацистские ужасы. Вот каким было его выступление:
Уважаемый г. Председатель Генеральной Ассамблеи!
Уважаемый Генеральный секретарь, мой друг, дамы и господа!
Человек, который стоит перед вами сегодня утром, чувствует себя глубоко привилегированным. Как учитель и писатель, он говорит и пишет как свидетель преступления, совершенного в самом сердце европейского христианства и цивилизации жестоким диктаторским режимом - преступления беспрецедентной жестокости, в котором участвовали все сегменты власти. Свидетелю той эпохи темноты трудно говорить о своих воспоминаниях. Его слова становятся ему помехой, а не вспомогательными средствами, он пишет не словами, а будто против слов. Ибо нет слов, чтобы описать то, что чувствовали жертвы в то время, когда смерть была нормой а жизнь чудом. Тем не менее, знаете вы это или нет, его память является частью вашей.
Я обращаюсь к вам, как сын древнего народа, единого античного народа, который пережил период Античности, еврейского народа, который, на протяжении большей части своей истории страдал от изгнания и угнетения, но никогда не терял надежды на спасение.
Как подросток, он увидел то, чего никто не должен видеть: торжество политического фанатизма и идеологической ненависти к тем, кто чем-то отличался. Он видел множество человеческих униженных существ, изолированных, замученных, пытаемых и убитых. Они в подавляющем большинстве были евреи, но были и другие. А те, кто совершил эти преступления, не были вульгарными головорезами преступного мира, но были людьми из высших правительственных, академических, промышленных и медицинских учереждений Германии. В последние годы эта страна стала настоящей демократией. Но вопрос остается открытым: что побудило в те темные годы такое количество ярких и преданных государственных служащих придумать такие ужасы? По своему масштабу и величине, по своей численности, по своим последствиям, унижениям и боли, несмотря на то, что это одна из наиболее документированных трагедии в истории, Освенцим до сих пор не поддается описанию и пониманию.
Позвольте мне вспомнить те времена:
Младенцы, использованные в качестве мишени для служащих SS ... Подростки, обреченные на то, что бы никогда не дожить до старости ... Родители, которые видели как их детей бросают в ямы для сжигания ... Огромное одиночества, охватившее вcех людей ... Бесконечное отчаяние, преследует нас и наши мечты даже 60 лет спустя ...
Когда то, что мы так неудачно назывем Холокостом началось? В 1938 году, во время Хрустальной ночи? В 1939, возможно, когда немецкий корабль, Сент-Луи, с более чем тысячей немецких еврейских беженцев на борту был возвращен от берегов Америки? Или это было, когда первые массовые убийства произошли в Бабьем Яру?
Мы до сих пор спрашиваем: Чем именно был Освенцим: концом или началом, апокалиптическим следствием многовекового фанатизма и ненависти, или это был Последний суд демонических сил в человеческой природе?
Творение параллельное творению Б-га - мир с собственной антиномистичною ООН из людей разных национальностей, традиций, культур, социально-экономических сфер, говорящих на разных языках, и относящихся к разным конфессиям и воспоминаниям. Они были взрослые и молодые, но внутри того мира не было ни детей, ни бабушек, ни дедушек, они уже погибли.
Как я уже много раз говорил: не все жертвы были евреями, но все евреи были жертвами. Впервые в истории человечества, быть евреем стало преступлением. Их рождение стало для них смертельным приговором. Поправка: еврейские дети были приговорены к смерти еще до того, как они родились. То, чего враг добивался, - это покончить с еврейской историей. То, чего он хотел, - это новый мир, неумолимо и безвозвратно лишенный евреев. Итак, Освенцим, Понары, Треблинка, Белжец, Собибор и Хелмно: темные фабрики смерти, возведенные для Окончательного Решения.
Убийцы приходили туда, чтобы убить, а жертвы, чтобы умереть.
Это был Освенцим, идеальное царство для палача, абсолютного зла и проклятия, с его князьями и нищими, философами и богословами, политиками и художниками, место, где потерять кусок хлеба означало потерять жизнь, а улыбка от друга давала надежду на еще один день.
В то время, свидетель пытался понять, что он до сих пор не понял: Как вообще возможно было существование такого рассчитанного зла, такой бездонной и бессмысленной жестокости? Или Творение сошло с ума? Или Б-г закрыл лицо? Религиозный человек не может представить себе Освенцима с Б-гом или без Бога. Но тогда, что думать самому человеку? Как может умный, образованный или просто законопослушный гражданин стрелять из пулеметов по сотням детей и их родителям, а вечером наслаждаться произведениями Шиллера и Баха?
Переломный момент или водораздел, эта огромная катастрофа, которая травмировала историю и навсегда изменила восприятие человеком ответственности по отношению к другим человеческим существам. Печальным, страшным остается то, что если бы Западные страны вмешались, когда Гитлер оккупировал Чехословакию и Австрию, если бы Америка приняла больше беженцев из Европы; если бы Британия позволила большему количеству евреев вернуться на их исконную землю, если бы Союзники бомбили железные дороги, ведущие в Биркенау, нашу трагедию, возможно, можно было бы избежать, а ее масштабы, несомненно, уменьшить.
Эту порочное равнодушие мы должны помнить, как мы должны помнить, что надо выразить благодарность нескольким героическим лицам, которые, как Рауль Валленберг, рисковали своей жизнью, чтобы спасти евреев. Мы будем также всегда помнить об армиях, которые освободили Европу, и о солдатах, которые освободили лагеря смерти. Американцев в Бухенвальде, Русских в Освенциме и Англичане в Бельзене. Но для многих жертв они пришли слишком поздно. То, что мы также должны помнить.
Когда Третья Американская Армия освободила Бухенвальд, не было никакой радости в наших сердцах: только боль. Мы не пели, мы не праздновали. У нас просто нас не было достаточно сил, чтобы читать Кадиш.
И вот теперь, 60 лет спустя, вы, представляете все мировое сообщество, слушаете слова свидетеля. Как и Иеремия и Иов, мы могли бы плакать и проклинать дни, когда господствовала несправедливость и насилие. Мы могли бы выбрать месть. Мы этого не сделали. Мы могли бы выбрать ненависть. Мы этого не сделали. Ненависть искажает, а месть унижает. Они являются болезнями. История переполнена смертью.
Еврейский свидетель говорит о страданиях своего народа в качестве предупреждения. Он бьет тревогу, чтобы предотвратить подобным кошмарам. Он знает, что для мертвых уже слишком поздно, для них, оставленных Б-гом и преданных человечеством, победа пришла слишком поздно.
Но еще не слишком поздно для нынешних детей, наших и ваших. Это ради них одних мы свидетельствуем. Это ради них мы обязаны осудить антисемитизм, расизм, религиозную или этническую ненависть. Те, кто сегодня проповедует и практикует культ смерти, те, кто использует террористов-смертников, беду этого нового века, должны быть преданы суду и осуждены за преступления против человечества. Страдание не дает никаких привилегий, то, что каждый делает со страданием, только это имеет значение. Да, прошлое в настоящем, но будущее все еще находится в наших руки.
Те, кто пережили Освенцим отстаивают надежду, а не отчаяние, щедрость, а не злобу или горечь; благодарность, а не насилие. Мы должны действовать, мы должны полностью отказаться от равнодушия, исключить его из нашего выбора. Равнодушие всегда помогает агрессору и никогда его жертве. А что такое память, как не благородный и необходимый ответ направленный против безразличия?
Но ... будет ли мир когда нибудь учиться?