Сасов


Городок Сасов был основан русским воеводой Иваном Даниловичем (владельцем Олеского замка) с разрешения польского короля Сигизмунда III в 1615 г. на месте села Комарово.

В 1648 г. Сасов окружили татарские отряды, король Ян Казимир разбил их и освободил город из осады.

В 1675 г. турецкие войска Аджи-Гирея напали на Сасов. Город и замок были сожжены, многие жители были убиты. После этого нападения, покровителем городка стал сам король Ян III Собеский.

С середины XIX в. Сасов становится производителем бумаги, причем бумага экспортировалась с Сасовской фабрики в Германию, Франции, России и Турцию. Львов покупал Сасовскую бумагу не с фабрики, а у венских посредников, которые резали, паковали и ставили венскую или французскую марку.

История еврейской общины

В 1764 в Сасово проживало 223 еврея, в 1880 - 1906 (58,1%), в 1890 - 1493 (46,5%), в 1900 - 1761 (46,6%), в 1910 - 1612 (41,2% ), в 1921 - 1096 (35,4%), в 1931 - 1201, в 1939 - 1150 евреев.

Евреи жили в Сасове с начала его основания. В 1637 основано еврейское кладбище. В 1726 Ян III Собеский разрешил евреям заниматься корчмарством, свободно торговать; общественные здания освобождались от всех налогов. Для выбора старшин евреи представляли двух кандидатов, один из которых утверждался владельцем городка.

В конце XVIII в. хасидский двор в Сасово основал раби Мойше-лейб (1745, Броды - 1807), в 1849 династию продолжил его сын Икутиель-Шмуль (1800-1869). В 1884 хасидский двор основал Шлойме Майер (1835-1919). Раввин Сасова в 2-й пол. XIX в. - Шлойме Шапиро (1832-1893, Мукачево).

Основными занятиями евреев Сасова в XIX - начале XX в. было изготовление свечей и кружев (испанская работа - «шпанише Арбайт»). Изделия этого редкого ремесла употреблялись евреями для совершения религиозных обрядов. С 1906 г. в Сасове действовало отделение «Поалей Цион». В 1908 работало училище, финансируемой на средства фонда барона Гирш (102 ученика).

В 1920-30-х гг. в Сасове действовали отделения различных еврейских партий и организаций. Династию Ш.Маера в 1926 продолжил его зять Авром-Мордхе-Шолойм Тойба (1875-1937). В 1937 династию возглавил сын последнего Иегуда (? -1941) .

2 Июля 1941 Сасов заняли части вермахта. В июле 1941 в Сасово были убиты около 65 евреев. В августе 1942 евреи, которые все еще оставались в Сасово, были депортированы в лагерь уничтожения Белжец. В Сасове родился Ицхак Рафаэль (Верфель) (1914-1999, Иерусалим), политический деятель, с 1935 - в Иерусалиме., Депутат Кнессета 2-8-го созывов от партии МАФДАЛ, в 1974-96 - министр по делам религий, редактор «Энциклопедии религиозного сионизма».

Одним из самых известных уроженцев Сасова был Раби Моше-Лейб

Раби Моше-Лейб из Сасова (5505-5567 / 1745-1807 / pp.) - Выдающийся праведник. Ученик р. Шмуэля-Шмелке Гурвица. В 5533/1773 / году, когда р. Шмуэль-Шмелке стал главным раввином г. Николсбурга (Брно), р. Моше-Лейб переехал в Моравию за ним.
Приобрел глубокие познания в законах Торы - по образному выражению г. Шмуэля-Шмелке, р. Моше-Лейб «упаковал в свою коробочку весь Талмуд и все четыре раздела Шульхан Арух» (Гдолей адорот).
По завершении периода ученичества р. Моше-Лейб стал главой раввинского суда города Сасова.
Р. Моше-Лейб был близок с самыми простыми людьми из своей общины. Подчеркивая равенство всех евреев перед Всевышним, он говорил: «Девять Моше-Лейбов не могут составить Миньян для молитвы, а десять самых невежественных евреев - могут».
Р. Моше-Лейб учил, что истинная любовь к человеку состоит в понимании его потребностей.
«Любить людей я научился у одного мужика, - рассказывал он. - Этот мужик сидел с другим крестьянином в кабаке. Долгое время они пили молча, но потом мужик спросил у своего собутыльника: "Скажи, ты меня любишь?". "Люблю", - ответил крестьянин. "Нет, ты меня не любишь, - возразил мужик. - Если бы ты меня и в правду любил, ты бы чувствовал, чего мне не хватает!" »(Сарей амеа 3:7).
Р. Моше-Лейб всегда спешил на помощь еврею. «Самые дурные свойства могут возвысить человека до служению Всевышнему, - пародоксально утверждал он. - ...Например, когда необходимо поддержать еврея, в ход идет даже безбожие. Ведь если человек просит помощи, недостаточно сказать: "Б-г поможет, положить на него". Нужно действовать так, будто в мире нет Б-га - будто во всей Вселенной никто, кроме тебя, не в состоянии помочь этому человеку ».
Р. Моше-Лейб оказал значительное влияние на духовное становление таких выдающихся хасидских наставников, как р. Яаков-Ицхак из Пшисхи (Аид Акадош,) И р. Симха-Буним с Пшисхи.
Р. Моше-Лейб из Сасова умер в 5567/1807 / году.
Через сто двадцать лет после его смерти были опубликованы рукописи, содержащие его комментарии к ряду трактатов Талмуда, - книга получила название Хидушей Арамаль (Аналитические заметки раби Моше-Лейба).