Бердичев

В XIX веке Бердичев был крупнейшим еврейским центром в Украине и одним из крупнейших в Европе. Его называли Волынским Иерусалимом. Здесь проживало более 50 тысяч евреев. В послевоенные годы ХХ века количество евреев в Бердичеве значительно снизилась, но Бердичев и поныне является особым городом для евреев всего мира.

По числу жителей в середине XIX века Бердичев занимал пятое место на территории современной Украины (после Одессы, Киева, Львова и Харькова) - по состоянию на 1863 год здесь проживало 51 625 человек, из них 46 149 - евреев (93%)

Первые сведения о еврейской общине в Бердичеве относятся к 1712 г. В городке был утвержден кагал (община), что свидетельствует о проживании значительного числа евреев. В 1765 г. по официальной переписи в Бердичеве насчитывалось 1220 евреев, а в 1787 г. - 1500. В последней четверти XVIII в. Бердичев стал одним из центров хасидизма в Украине, а после 1793 г. - и на территории Российской империи. В 1785г. раввином Бердичева был избран и оставался им до своей смерти в 1810 г. один из основателей хасидизма Леви Ицхак Бен Меир. Он славился ученостью и заслужил всеобщее уважение своей простотой и мудростью. В 1811 г. в Бердичеве были посмертно изданы его труды, а его могила до сих пор является местом паломничества хасидов Украины и других стран. В конце XVIII в. в Бердичеве была основана еврейская типография, и вскоре город стал одним из центров еврейского книгопечатания в Украине и в Российской империи.

После второго раздела Польши в 1793 г. Бердичев, отошедший к России, сначала был городком Брацлавского воеводства, позже - Волынской губернии, а с 1846 г. стал уездным городом Киевской губернии. В 1798 г. в Бердичеве насчитывалось 864 дома и проживало 4820 чел. В городе действовали две шелковые фабрики, кожзавод, кирпичный завод, две мельницы. Широкое развитие получили ремесла, особенно после интенсивного заселения города ремесленниками-евреями (Бердичев находился в черте оседлости). В первой половине XIX в. город быстро рос как по численности населения, так и по оборотам торговли, производстве фабричных и ремесленных изделий. Он стал крупнейшим торговым, ярмарочным центром Украины. Здесь существовали крупные еврейские фирмы: Манзон, Эфрусси, Горвиц, Френкель, Трахтенберг и др.."Бердичев, - писал Киевский генерал-губернатор И.Фундуклей, - еврейский город". Христиане составляют в нем 1/8 часть населения, а 7/8 приходится на евреев". В середине XIX в. в Бердичеве было 1785 домов, в т.ч. 85 каменных, проживало более 41 тыс. жителей. С 50-х гг. роль Бердичева как торгового центра несколько снижается. С падением оборотов торговли, особенно транзитной, в занятиях еврейского населения возросла роль промышленных предприятий, ремесел и промыслов. Среди Бердичевских ремесленников-евреев были: ювелиры, портные, сапожники, седельники, часовых и ружейных дел мастера, резчики, столяры, фортепианщики, токари, кузнецы, слесари, бондари, плотники, маляры, стекольщики, медники и другие мастера. Жизнь и труд большинства Бердичевских ремесленников и мастеровых были тяжелыми.

Только 20% еврейского населения Бердичева можно было отнести к обеспеченным людям. 70% Бердичевских евреев не имели никакой собственности, кроме личной одежды и каких-то мелких бытовых предметов. Значительная их часть ютилась в жалких лачугах в условиях скученности и перенаселенности. 20% еврейского населения Бердичева жило за счет благотворительности.

Уже в начале XIX в. в зажиточных слоях еврейской общины Бердичева стали распространяться идеи просвещения (Хаскала). По инициативе писателя и публициста Ицхака Бер Левинзона был образован кружок "любителей образования". Свободное от предрассудков толкование Левинзон еврейской этики и религии, проповедь овладения общечеловеческими знаниями, оказали позже сильное влияние на несколько поколений еврейской молодежи Бердичева и других регионов Украины. И хотя просветительское течение не проникала вглубь еврейских масс, она привела к определенным результатам. В 1850 г. было открыто первое, а в 1860 г. второе казенные еврейские училища 1-го разряда, к которым затем добавилось несколько частных училищ. Образование получала небольшая часть еврейской молодежи, преимущественно из зажиточных слоев населения. Одним из особо деятельных энтузиастов образования Бердичевских евреев был д-р Ротенберг, благодаря усилиям которого была открыта гимназия и построена общественная библиотека. Однако и в начале ХХ в. грамотных евреев было не более 18 тыс. чел., то есть 44% еврейского населения города. Перед Первой Мировой войны в Бердичеве насчитывалось 21 учебное заведение, в т.ч. коммерческое училище (с мужским и женским отделениями), три гимназии, высшее начальное училище, в которых обучалось 2186 учащихся. Давал спектакли временный театр в специально построенном красивом здании на главной улице, которую устроил на свои средства известный в городе врач и предприниматель Д.М.Шеренцис. В городе функционировали три небольшие частные кинотеатры, несколько библиотек, клубы и музыкально-драматическое общество.
В XIX в. Бердичев по прежнему был твердыней хасидизма, оплотом сопротивления эмансипации и ассимиляции. В то же время город, давший приют одной из крупнейших еврейских общин Восточной Европы, гордился названием "Иерусалим Волыни". Здесь сформировался сравнительно образованный и зажиточный слой еврейского общества. Из Бердичева вышла семья Рубинштейнов, давшая миру братьев-музыкантов Антона и Николая, первый из которых основал консерваторию в Петербурге, а второй - в Москве. Роман Рубинштейн способствовал уничтожению кагала Бердичева, привлекая ортодоксальное еврейское население к образованию. Во второй половине XIX в.в Бердичеве жил и творил известный еврейский писатель Менделе Мойхер Сфорим, в 80-х годах прошлого века - классик еврейской и мировой литературы Шолом-Алейхем.

Во времена царизма погромы обошли Бердичев, но 5-6 января 1919 г. в нем состоялся один из первых погромов в Украине, находившейся под властью Директории: 17 чел. были убиты, 40 - ранены, многие сотни ограблены и избиты. После гражданской войны, с начала 20-х гг., начались значительные перемены, в которые активно включились и евреи. Ушла в прошлое черта оседлости, что обусловило значительную миграцию евреев из Бердичева в послереволюционные годы. По переписи 1926г. вместо прежних 80% евреи составляли лишь половину жителей города.

Установление Советской власти существенно ограничило религиозную жизнь евреев Бердичева: главная хоральная синагога была превращена в "клуб воинствующих безбожников", из, примерно, 80, существовавших до революции, синагог большинство было закрыто. Зато культурная жизнь в Бердичеве в 20-е - первой половине 30-х гг. была интенсивной и многогранной. В 1920 г. открылся городской драматический театр. На его сцене выступали Маяковский, Качалов, Бучма, Паторжинский, Собинов, Яхонтов, Клара Юнг, Эпельбаум, трупа Мейерхольда и Государственный еврейский театр Михоэлса, артисты Камерного театра Таирова. В 1928 г. открылся Бердичевский историко-культурный заповедник с мемориальными комнатами Шевченко, Шолом-Алейхема и Бальзака, который венчался в Бердичеве. Самодеятельное культурная жизнь на идиш было активным до середины 30-х гг. Существовала сеть еврейских школ, в т.ч. средних. Выходила газета на идиш "Дер арбетер" ("Рабочий") с периодичностью 10 номеров в месяц. В 1924 г. в Бердичеве был сформирован первый в Украине суд с делопроизводством на идиш. Вместе с украинским и русским языком, идиш был признан одним из официальных языков в ряде государственных учреждений. Но уже в начале 30-х гг. появились ограничения в использовании идиш в учреждениях. В середине 30-х гг. прекратилось издание газеты "Дер арбетер". Под предлогом неперспективности сначала уменьшилось число школ на идиш, а затем они вовсе были ликвидированы. К началу второй мировой войны еврейская культурная жизнь в Бердичеве фактически прекратилось. В 1937-1939 гг. сталинским режимом были репрессированы многие представители интеллигенции, служащие и рабочие-евреи, вместе с такими же невинными людьми других национальностей.

История Бердичева в 20-30 гг. связана с жизнью и литературной деятельностью еврейских советских писателей М.Д.Гарцмана, погибшего на фронте в 1943 г., А.Я.Кагана и русского советского писателя В.С.Гроссмана. К началу Великой Отечественной войны в Бердичеве проживало 75 тыс. жителей.

С началом Великой Отечественной войны сообщения Советского информбюро не отражали правду об истинных темпы продвижения врага, а лишь дезориентировали населения. С 1 июля 1941 г. началась неафишируемая эвакуация из Бердичева семей ответственных работников, прежде всего горкома ВКП (б) и горисполкома. Своевременной эвакуации остального населения не проводилось. Почти весь автотранспорт предприятий и городских служб был реквизирован для военных нужд в первые дни войны, транспорта для эвакуации не было. После бомбардировки центральной части города немецкими самолетов 4 июля 1941 г. с раннего утра 5 июля сотни горожан на подводах, а тысячи пешком уехали и ушли из Бердичева по дороге на Ружин и Белую Церковь. Это был пик стихийной побега. 5 июля 1941 мосты через реку Гнилопять были подорваны. Чтобы уйти из города, жители западной части Бердичева должны были переправляться на восточный берег на лодках. Сотни еврейских семей скопились на железнодорожном вокзале в надежде, что будет эшелон на восток, но эшелонов не было. Вероятно, из Бердичева выехало и ушло до вечера 7 июля до 10 тыс. чел., Что составляло лишь около трети еврейского населения. А еще перед немецкой оккупацией в городе сосредоточилась часть еврейского населения из близлежащих городков и сел.

7 июля 1941, на 16-й день войны, нацисты ворвались в Бердичев. Отдельные акты расправ и террора в отношении евреев имели место с первых дней оккупации. С начала августа 1941 г. началось массовое выселение евреев в гетто, устроенное гитлеровскими палачами как сборный пункт перед массовой экзекуцией. Для гетто был выделен бедный район Бердичева между городским базаром и рекой Гнилопять. Оставленные евреями квартиры, тут же подвергались грабежу, сначала со стороны немецких солдат, а затем местных полицейских. До 22 августа 1941 г. все еврейское население Бердичева оказалось в гетто, в маленьких хибарках, по пять-шесть семей, несколько десятков человек в каждой комнате. В августе 1941 г. нацистские оккупанты расстреляли во внутреннем дворе Бердичевского историко-культурного заповедника 300 евреев, взятых из квартир, на улицах, прилегающих к заповеднику, а также сотни коммунистов, работников советских органов и общественных организаций - евреев, украинских, русских - всего 960 чел. В начале сентября 1941 г. нацисты уничтожили более десяти с половиной тысяч евреев Бердичева вблизи села Хажин, в т.ч. 1500 наиболее сильных молодых людей, обманом вывезенных якобы на сельскохозяйственные работы. Эта казнь изъяла из гетто почти всех способных к сопротивлению. В гетто остались женщины, старики, школьники, дети. 14 сентября 1941 в Бердичев прибыла специальная зондеркоманда айнзацгруппы "С", была мобилизована на "акцию" Украинская городская полиция. В ночь с 14 на 15 сентября район гетто был оцеплен войсками. В течение 15 сентября 1941 более 15 тыс. евреев было пригнано или вывезено оккупантами и их пособниками к 10 ямам, вырытых накануне по обе стороны аэродрома вблизи хуторов Романовка и Шлемарка и у села Советское, и расстреляны, много детей бросали в ямы живыми. В последние дни октября 1941 гетто в Бердичеве был ликвидировано. 400 чел. специалистов (некоторые из них с семьями), которые оставались к 15 сентября в живых, а также схваченные в ходе облав и те, кто прятались, были согнаны в подземелье заповедника и 3 ноября 1941 партиями по 150 чел. вывезены на машинах в район хутора Сокулино и там расстреляны. Перед расстрелом три тысячи обреченных заставили раздеться догола, голых сбрасывали в вырытые военнопленными ямы и расстреливали из автоматов. Во время ноябрьской казни палачи отобрали уже у самых ям 150 евреев, лучших специалистов-ремесленников, поселив их в лагере на Лысой горе. В мае-июне 1942 г. в городах и селах вокруг Бердичева снова проводились облавы и убийства уцелевших евреев. 16 июля 1942, схваченных во время облав молодых евреев и оставленных временно жить мастеровых, оккупанты расстреляли на Лысой горе. Несколько лучших специалистов (по некоторым данным, 60 чел.) Убийцы из СД сохранили в лагере на Лысой горе, а затем перевели в городскую тюрьму. Последние группы евреев-специалистов были расстреляны немцами вместе с заключенными других национальностей, в ноябре 1943 г. и в начале января 1944 г., накануне освобождения Бердичева советскими войсками. По данным Чрезвычайной Государственной комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков, за время оккупации Бердичева гитлеровцы уничтожили 38 336 чел. Источники свидетельствуют, что оккупантами и их пособниками было убито в Бердичеве около 30 тыс. евреев. Уцелели не более двух десятков человек.

5 января 1944 войска 1-го Украинского фронта освободили Бердичев. После освобождения в Бердичев вернулась с востока какая-то часть уехавших  евреев, или тех, кто ушел перед оккупацией из города, однако еврейская самодеятельная жизнь, культурная деятельность на идиш не была возобновлена. По переписи 1979 г. в Бердичеве проживало 4637 евреев (5,8% населения города), по данным переписи 1989 г. - 3512 чел. (3,9%). Уменьшенное в десять раз по сравнению с 1939 г. в результате тотального гитлеровского геноцида, еврейское население Бердичева в 1989г. отличалось исключительно высоким уровнем ассимилированности. По данным переписи 1989 г., из тысячи лиц еврейской национальности только 117 считало еврейский язык родным, 858 - такой считало русский язык. С 1988 г. возобновилась репатриация еврейского населения Бердичева в Израиль и частично в США. Какая-то часть евреев Бердичева уехала в США. По ориентировочным данным, на 1 января 1995 г. в Бердичеве проживает около 800 евреев (0,8% населения города).

В 1953 г. на собранные жителями Бердичева средства был изготовлен и установлен памятник на месте массового расстрела евреев близ аэродрома. Монумент простоял один день и по приказу аэродромного начальства был демонтирован и увезен в неизвестном направлении. Через четверть века памятник случайно был обнаружен на старом еврейском кладбище. В 1990 г. он был установлен у входа на кладбище. После освобождения Бердичева и в первые послевоенные годы только несколько мест захоронений жертв фашистского террора было обозначено посадкой деревьев. Памятных знаков не было. В 1983 г. на 5-м километре шоссейной дороги Бердичев - Райгородок был установлен памятный знак на месте массового уничтожения евреев города в 1941 г. На черной плите памятного знака выбита надпись о 18 640 мирных советских граждан, жертв фашизма без указания национальной принадлежности. Аналогичные безликие надписи на плитах, установленных в 1987 г. в пяти местах массовых захоронений по обе стороны названной шоссейной дороги. Установление памятных знаков - результат больших усилий еврейской общественности Бердичева. В 1991 г. на памятных плитах была выгравирована Звезда Давида. 15 сентября 1991 в день 50-летия трагедии Бердичевского еврейства в городе при участии местной власти состоялся многотысячный митинг скорби и печали, на который приехали бывшие жители Бердичева из республик Советского Союза и ряда зарубежных стран.

В 1989 г. в Бердичеве было создано Общество еврейской культуры. Оно стало инициатором мероприятий, связанных с геноцидом еврейского населения Бердичева в годы войны. Другое важное направление работы Общества - оказание гуманитарной помощи. Религиозная община во главе с раввином и Общество еврейской культуры города организуют посильную помощь пожилым, больным, одиноким. Еще одно направление работы Общества еврейской культуры - усилия по привлечению к еврейской культуре и традиции, к изучению иврита. С начала 90-х гг. в городе работает воскресная еврейская школа.

Благодаря поддержке зарубежного еврейства в Бердичеве восстановлена и функционирует синагога, при которой была организована иешива. Религиозной святыней евреев Украины (и не только Бердичева) является могила святого цадика Леви Ицхака Бердичевского. В 1990 г. над могилой цадика и его родных сооружен пантеон. В 1996 г. молодые злоумышленники-вандалы надругались над могилой цадика, сбросили надгробную плиту, повредили стены сооружения. Одновременно были разбиты или повреждены десятки памятников и оград на старом еврейском кладбище.

В 1995 г. после преодоления многих препятствий был установлен памятный знак в селе Советское на месте расстрела нацистами евреев Бердичева в 1941 г. Надпись на мемориальной плите на двух языках: идиш и украинском.

Еврейское население Бердичева на 1 января 1998 г. составляло менее 700 чел. Таким образом, если реально оценивать эти цифры, у еврейской общины Бердичева было прошлое "Иерусалима Волыни", есть безрадостное настоящее и, пожалуй, нет будущего.

Фото Романа Маленкова